КАК ПОДОБРАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО МАГАЗИНА?

Сегодня на рынке представлено множество решений для автоматизации торговли с самым разнообразным функционалом и многочисленными дополнительными модулями. Однако проблема выбора от этого не становится легче. Даже наоборот — изобилие представленных на рынке систем предполагает более ответственный подход. Необходимо чётко понимать, что действительно необходимо минимаркету, а что для него избыточно, какой функционал будет реально задействован в работе и принесёт ощутимую пользу, а какой окажется ненужным балластом.

Чтобы ответить на этот вопрос, следует определиться с терминологией и чётко обозначить критерии «магазина у дома», или минимаркета. Определяющим здесь будет небольшая площадь (около 50-200 кв. м.) и ограниченный ассортимент (не превышающий 10-15 тыс. наименований товаров), среди которого преобладают продукты повседневного спроса. Форма торговли может быть как через прилавок, так и по системе самообслуживания.

Определяем цели и задачи!

Чаще всего небольшой магазин решается на автоматизацию тогда, когда издержки от неэффективного управления ассортиментом и потери от злоупотреблений персоналом уже не позволяют конкурировать с более успешными соседями. Нередко для таких магазинов автоматизация становится замечательным поводом навести порядок, формализовать бизнес-процессы, сделать всё происходящее в магазине прозрачным и понятным.

Основные преимущества автоматизации небольшого магазина

Во-первых, работать с товаром станет намного проще. Магазин сможет всегда поддерживать полный и стабильный ассортимент, снизится количество низколиквидных товаров. Возможность работы с аналитическими данными позволит понять, какие продукты приносят прибыль, а какие — только занимают место на полке. В результате удастся повысить оборачиваемость товарных запасов. Проведение инвентаризации в автоматизированном магазине станет быстрым и удобным.

Во-вторых, чем больше процессов автоматизировано, тем менее вероятно возникновение потерь и ошибок в ходе их выполнения. Владелец магазина с удивлением обнаружит, сколько лазеек для воровства персонала окажутся закрытыми. И это будет касаться и кассиров, и менеджеров торгового зала, и закупщиков. Практически для каждой категории персонала существенно сократятся возможности для злоупотреблений. Снизятся и товарные потери из-за ошибок в закупках и пересортицы.

Ну и конечно, автоматизация торговли — верный путь «к сердцу клиента». Скорость обслуживания существенно возрастёт, нужные товары всегда будут на местах. Появляется возможность внедрения различных дисконтных программ и систем лояльности.

С чего начать?

Обычно автоматизация небольших магазинов начинается с покупки простой товароучётной программы, которая может быть установлена на персональном компьютере. Это самый простой вариант автоматизации, но и он позволит автоматически учитывать проданный товар, контролировать его приход/расход и выполнять ещё ряд несложных операций. Для небольшого non-food магазина с очень редкими покупателями такой вариант, может быть, и будет уместен на первом этапе автоматизации, но для продуктового минимаркета уже потребуется более сложная система, в которой выделяется фронт-офис (программное обеспечение и оборудование, которое используется для непосредственного обслуживания клиентов, где происходит ввод и обработка первичной информации о покупке) и бэк-офис (программное обеспечение, с помощью которого осуществляется финансовый учёт и управление товародвижением, анализ и прогнозирование).

Как правильно подобрать оборудование и программное обеспечение для кассы?

Для минимаркета особое значение имеет программно-аппаратная часть фронт-офиса. Самая простая фронт-офисная система состоит из контрольно-кассовой машины (ККМ). Это может быть как пассивная касса, так и POS-терминал или POS-система, состоящая из фискального регистратора, компьютера с клавиатурой, денежного ящика, дисплея кассира и покупателя. Для минимаркета к этому набору можно добавить считыватели магнитных карт и весы с печатью этикеток. Формат «магазина у дома» предполагает небольшой размер рабочего пространства кассира, поэтому POS-система должна быть компактная, иметь малый футпринт (площадь, на которой размещено оборудование). Желательно, если она будет выполнена в форме моноблока. Вычислительная мощность оборудования должна справляться с товарной базой, включающей до 10-15 тысяч наименований.

Программная часть фронт-офиса, которая управляет такой кассовой системой, должна обладать простым и понятным интерфейсом, лёгкостью настройки (как для кассира, так и для администратора). Хорошим конкурентным преимуществом может стать дисконтная программа магазина, поэтому такое ПО должно поддерживать возможность формирования скидок. Очень полезной также может стать возможность получения аналитических данных прямо на POS-системе (отчёты по остаткам, по прибыли, по возвратам и т.п.).

Варианты решений

Естественно, среди минимаркетов есть объекты, которые очень сильно различаются по тому бюджету, который их владельцы готовы потратить на автоматизацию, поэтому у АТОЛ есть несколько решений для малых предприятий. Самое простое и доступное в цене состоит из чекового принтера, сканера штрихкода и программного обеспечения на платформе Android (в качестве POS-терминала используется планшет или даже мобильный телефон на Android ОС). Это вариант для тех, у кого минимальные требования к функционалу системы или есть необходимость в мобильности. Более функциональное решение обеспечивает полноценную автоматизацию фронт-офиса. Оно состоит из POS-комплекта, включающего POS-терминал, денежный ящик и сканер штрихкода. Комплект может включать фискальный регистратор или принтер ЕНВД. Следующим шагом будет так называемый BOX-комплект. Он позволяет автоматизировать как фронт-офис, так и бэк-офис. В его состав, кроме POS-комплекта, входит сканер и программное обеспечение товароведа.

Все варианты просты в использовании, решают базовые задачи автоматизации и, в зависимости от необходимой мощности оборудования, в свою очередь, могут реализовываться ещё в нескольких вариантах в зависимости от разновидностей POS-терминалов, на основе которых создаются комплекты. Самый бюджетный вариант — «Свой магазин» — подойдет для предприятий с небольшим ассортиментом товаров (до 4000). Если же ассортимент магазина шире (но не превышает 10 тыс. единиц), то оптимальным и наиболее надежным вариантом будет «EasyPOS nova». Если же товарная база ещё шире (до 14 тыс. наименований) то понадобится уже POS-система «Магазин у дома» или POS-система «АТОЛ Magnum».

Отдельно следует упомянуть о POS-системах ForPOSt Минимаркет Lite 8″ и ForPOSt Минимаркет 8″, созданных на базе компактных POS-моноблока и POS-терминала Posiflex с 8-ми дюймовым монитором. В решениях используется фискальный регистратор FPrint-55К, сочетающий в себе оптимальный баланс надёжности элементов и доступной цены. Управляет системами фронт-офисное ПО Frontol.Оптим. Подобный комплект идеально подойдет для большинства минимаркетов. В ForPOSt Минимаркет Lite 8″используется терминал Posiflex DT-308 со встроенной 40-клавишной клавиатурой и восьмидюймовый монитор. ForPOSt Минимаркет 8« — чуть более мощное решение на основе моноблока Posiflex TX-4200.

Решение «всё в одном» для плательщиков ЕНВД

Если остро стоит проблема ограниченного рабочего пространства кассовой зоны, то идеальным решением будет сенсорный POS-терминал HS-2310 класса «всё-в-одном». Терминал займёт на столе столько же места, сколько занимает стандартный принтер чеков.

Несмотря на миниатюрные размеры, устройство объединяет в себе компьютер, сенсорный монитор, высокоскоростной чековый принтер с автоотрезчиком и ридер магнитных карт.

Опционально терминал может быть доукомплектован дисплеем покупателя или вторым монитором.

Экономьте с умом!

В заключение хотелось бы предостеречь владельцев минимаркетов от желания немного сэкономить и поставить самосборное решение. Дело в том, что обычные компьютеры и мониторы предназначены для эксплуатации только в домашних условиях, в магазине они могут поставить под угрозу работоспособность всей фронт-офисной системы, что чревато серьезными потерями для бизнеса. Надёжную работу может гарантировать только индустриальное решение от надежного производителя. Кроме того, все оборудование должно быть совместимым между собой, а самосборные решения такой совместимости не гарантируют. Ещё одно важное преимущество профессионального оборудования: наличие сервисных центров и запасных частей, в том числе и после снятия модели с производства.

TBEx