«54-ФЗ - крупнейшая Re:форма правил торговли»

Не так давно прошла медиа-конференция «54-ФЗ - крупнейшая Re:форма правил торговли. Готово ли общество и бизнес к большим переменам?». Представители Федеральной налоговой службы (ФНС России), общероссийской общественной организации «Деловая Россия», компании АТОЛ, союзов торговых сетей и производителей кассовой техники обсудили крупнейшие за последнее десятилетие изменения в законодательстве о торговле, предполагающие внедрение передачи данных о продажах в налоговую службу через облачный сервис в режиме реального времени, а не раз в год, как это было раньше.

Как уже сообщалось, поправки в 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» вступили в силу в июле 2016 г. Новые требования законодательства касаются всех организаций, осуществляющих расчеты с населением на территории РФ: это сетевой и несетевой food- и non-food ритейл различных форматов, интернет-магазины, кафе, рестораны, гостиницы, салоны красоты, аптеки, АЗС, автосервисы, юридические фирмы и другие организации, оказывающие услуги населению, а так же в скором времени и платежные терминалы и вендинговые аппараты.

В рамках мероприятия были представили результаты исследования восприятия деловым сообществом реформы 54-ФЗ. Всероссийский опрос в 8 федеральных округах и 31 городе проводился среди руководителей и топ-менеджеров 600 предприятий розничной торговли (сетевой и несетевой food- и non-food ритейл) и сферы услуг (HoReCa, салоны красоты, автосервисы и т.д.).

По данным исследования, около 50% делового сообщества России считает, что новые требования законодательства о внедрении онлайн-касс и обязательной передаче данных о продажах в налоговую службу в режиме реального времени позволят в той или иной мере повысить прозрачность рынка, улучшить конкурентную среду и собираемость налогов, при этом основным препятствием к переходу на новые правила является стоимость технического и программного переоснащения. Чаще других о положительных последствиях реформы 54-ФЗ о правилах применения контрольно-кассовой техники говорят менеджеры торговых сетей, реализующих продовольственные (61%) и непродовольственных товары (55%). 

Диаграмма 1. По данным вопроса «Поможет ли, на Ваш взгляд, внедрение кассовых аппаратов, передающих данные о продажах в налоговые органы в режиме реального времени, повысить прозрачность рынка, улучшить конкурентную среду и собираемость налогов?», в %% от числа всех опрошенных

В то же время, 28% респондентов отметили, что внедрение онлайн-касс «скорее не поможет», а 9% - «абсолютно не поможет» в улучшении ситуации с прозрачностью рынка. Наиболее скептично настроенные участники опроса среди причин своего недоверия отметили (1) отсутствие технических возможностей реализации подобного проекта и (2) нежелание быть участниками эксперимента за собственные средства. 

Основными осложняющими факторами перехода на онлайн-кассы, по мнению предпринимателей, являются (1) стоимость технологического и программного переоснащения (42% голосов), (2) недостаточная информированность о новых требования закона и отсутствие понимания тонкостей перехода (37%) и (3) вопрос времени и необходимость визита в налоговые органы (20%).

Диаграмма 2. По данным вопроса «Какие факторы осложняют для Вас переход на новые правила применения контрольно-кассовой техники?», в %% от числа всех опрошенных, сумма превышает 100%, поскольку на этот вопрос можно было получить несколько ответов

При этом оценочная предельная стоимость замены контрольно-кассовой техники в среднем по всем опрошенным составила 18520 руб. Среди менеджеров торговых сетей, реализующих продовольственные и непродовольственные товары, а также менеджеров предприятий розничной торговли продовольственными товарами, не входящими в торговые сети, цифра несколько выше: 26607, 23362 и 21883 руб. соответственно. Среди менеджеров предприятий сферы услуг и розничной торговли непродовольственными товарами, не входящими в торговые сети, – несколько ниже: 16512 и 13000 руб. соответственно.

Начальник Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин сообщил, что Федеральная налоговая служба активно работает над тем, чтобы переход на новый порядок использования ККТ был максимально удобным для налогоплательщиков и не привел к избыточным временным или финансовым затратам.

«Важно отметить, что помимо активных действий со стороны ФНС России, направленных на минимизацию расходов налогоплательщиков, существуют ещё поручение Президента Российской Федерации и поручение Госдумы в адрес Правительства, направленные на подготовку и вынесение в осеннюю сессию проекта федерального закона, который определит порядок предоставления налоговых вычетов налогоплательщикам, в целях покрытия затрат, связанных с переходом на новый порядок применения контрольно-кассовой техники», - отметил Бударин.

Говоря о технологической готовности к внедрению онлайн-касс, Андрей Бударин рассказал, что в начале сентября в реестры ФНС России были внесены первые 2 модели контрольно-кассовой техники, ещё около 20 моделей находятся на согласовании и оформлении соответствующих приказов Налоговой службы. Также на днях были зарегистрированы первые 4 оператора фискальных данных, ещё несколько соответствующих заявок находится на рассмотрении. Внесён в реестр и фискальный накопитель (прим. - блок фискальной памяти в ККТ). «Таким образом, мы можем говорить о том, что все технические элементы, необходимые для функционирования нового порядка применения контрольно-кассовой техники, имеются в виде физических образцов и прошли необходимое согласование», - сказал Бударин.

«Мы постоянно находимся в плотном контакте с производителями оборудования и операторами фискальных данных для того, чтобы помочь скоординировать усилия по оптимизации перехода на новый порядок для налогоплательщиков. В тоже время, появляется много интересных пакетных предложений, технических решений, имеющих в своем составе смартфоны и планшеты, а также комплексное программное обеспечение, объединяющее как функции кассовой техники, так и учётных систем. При этом современные решения эквивалентны по стоимости ранее существующим, а в отдельных случаях и существенно дешевле», - подчеркнул Андрей Бударин. По его словам, в 2014 году был осуществлен пилотный проект по внедрению онлайн-касс, в котором было задействовано свыше 4 тыс. аппаратов кассовой техники. Проект прошел успешно и доказал техническую возможность, удобство и экономическую целесообразность данной технологии.

TBEx