Будущее автоматизации

Системы автоматизации в современном мире идут «рука об руку» с ритейлом. Для бизнеса их необходимость становится очевидна уже при открытии второй точки – задачи контроля бизнес-процессов в значительной степени упрощаются, а это ведёт к экономии имеющихся средств и росту прибыли.

Бизнес ищет в системах автоматизации возможность оптимизировать свою деятельность и заложить фундамент для роста по окончании кризиса. При этом, система должна соответствовать ряду требований. Прежде всего, конечно, она должна быть доступна предпринимателю. Кроме того, любая система должна быть масштабируемой, чтобы добавление нового компьютера не становилось невыполнимой задачей.

Сегодня можно с уверенностью выделить семь основных трендов рынка систем автоматизации. Некоторые из них имеют глобальный характер, другие – специфические для российского рынка. Многие тенденции связанны с организацией взаимоотношений с клиентом, анализом данных и сокращением влияния человеческого фактора.

Освоение облачных технологий

Основное отличие «облачного» варианта автоматизации – это отсутствие сервера непосредственно у бизнеса. Интерес к «облаку» проявляют многие разработчики систем автоматизации. Но особенно заметны те, кто специализируется непосредственно на этих технологиях, так как готовый продукт оказывается дешевле в эксплуатации и хорошо стандартизован. Он активно продвигается в среде малого бизнеса, не имеющего возможности тратить большие средства на традиционный вариант автоматизации. Кроме того, при таком подходе можно значительно сэкономить на специализированном торговом и кассовом оборудовании, так как подобные системы работают и с обычными недорогими ноутбуками или планшетами. Но избежать таких затрат полностью невозможно – часто остаётся потребность в сканерах штрихкодов, фискальных регистраторах и других устройствах. 

Маркетинговые инструменты: программы лояльности, CRM-системы

Этот тренд связан с необходимостью удержания клиента, которая особенно остро стоит в условиях кризиса в экономике. 

«Маркетинговые» блоки всё чаще включаются в типовые решения: системы ERP (управление ресурсами предприятия) и CRM (управление взаимоотношения с клиентами) от крупных поставщиков также идут рука об руку. Тренд наблюдается и в «облачных» сервисах. При этом вендоры прогнозируют, что в будущем внимание ритейла будет приковано не к простым попыткам повысить лояльность, а к изучению клиента.

Омниканальность ритейла

Под омниканальностью понимается продажа не по одному каналу (традиционная розница), а по максимальному их количеству (интернет-магазины, горячие линии, социальные сети). Речь идёт не о простом разведении торговли по разным каналам. Успешная стратегия – дать возможность клиенту пользоваться любым из каналов на каждой стадии покупки. Оценка и выбор товара, получение и оплата упрощаются, обеспечивается возможность моментального переключения между ними. 

Стоит отметить, что система автоматизации сама по себе недостаточна для введения омниканальности, хотя и необходима для неё. Работа по развитию каналов продаж требует значительной работы и пересмотра бизнес-модели в целом. Спрос на развитие разных каналов торговли присутствует на всех уровнях бизнеса. Вендоры отмечают, что понимание выгод от такого объединения приходит уже на довольно ранних этапах развития.

Системы самообслуживания

В области взаимодействия с конечным клиентом набирают популярность системы самообслуживания – подобные кассы уже можно встретить в некоторых крупных супермаркетах. Несмотря на значительную стоимость оборудования и установки, спрос на них достаточно стабильно растёт. 

Снижение роли человеческого фактора: M2M

Именно человеческий фактор многие называют главным «узким местом» систем автоматизации. Это касается не только готовности людей, которые должны взаимодействовать с клиентом, осваивать новые технологии и программное обеспечение. Речь часто идёт также о том, что не все предприниматели готовы к внедрению систем автоматизации, не всегда этот процесс организуется корректно. Идея тренда M2M – это сократить нагрузку на людей и снизить влияние человеческого фактора. 

Инструменты класса Big Data

Всё больше внимания уделяется так называемым «большим данным» и тесно связанной с ними бизнес-аналитике (BI). Потенциально большие данные несут в себе значительную выгоду для ритейла, так как содержат большое количество информации о клиенте и его поведении. Причём системы их обработки – это «умные» системы, хотя отчасти этим обуславливается их стоимость. 

С «большими данными» связано несколько разных вопросов: например, хранение (требуется значительный объём компьютерной памяти) и вопросы обработки (именно этим занимается бизнес-аналитика в сегментах, ориентированных на практику) – «большие данные» поступают со скоростью большей, чем способен обработать человек без специализированных и довольно сложных программных средств.

Аналитика на основе беспроводных сетей

В торговле можно анализировать не только чеки. Интересная технология – аналитика данных, полученных с помощью беспроводных сетей, доступная, в том числе, небольшому бизнесу.  

TBEx